Кормоуборочная техника
Выбор фермера

Интервью со спикером Ральфом Хенке, руководителем подразделения
продуктового менеджмента ООО КЛААС Восток

В чем заключаются основные тенденции развития рынка уборочной техники за последние годы?
Во-первых, это нехватка кадров. Несмотря на то, что, казалось бы, в сельском хозяйстве занято очень много людей, для управления современной дорогостоящей уборочной техникой квалифицированных механизаторов не хватает. Именно поэтому наблюдается достаточно четкая тенденция на приобретение максимально производительных комбайнов. И крупные, и средние хозяйства идут на такие инвестиции, поскольку главная их задача – убрать все зерно в оптимальный срок, как правило, это 12-14 дней.

Каковы основные запросы аграриев? Чего хотят клиенты от комбайнов?
Прежде всего, ценятся мощность, производительность и надежность, которые зависят от самой машины, а также технологий производства. И еще одним из наиболее важных аспектов для аграриев является уровень подготовки сервисных специалистов, качество и своевременность сервисного обслуживания. Ведь чем крупнее и производительнее комбайн, тем больше хозяйство зависит от работоспособности каждой единицы техники: выход из строя всего одной машины, по той или иной причине, может принести по-настоящему невосполнимые потери. Когда-то в поле могло работать 10 комбайнов, а на краю стоял 11-й, резервный. Сегодня хозяйства не могут позволить себе такую «роскошь», и чтобы реально отвечать их запросам производитель современной сельхозтехник должен гарантировать, что в течение 24 часов устранит любой дефект. Это очень сложная, но вполне решаемая задача, соответствующая реалиям рынка.

Насколько возможно сегодня сделать машину, простую в работе и обслуживании и, одновременно с этим, производительную и «умную»? какие разработки есть в этой области?
Здесь я бы выделил два аспекта. Первый – ремонтопригодность. Мало сделать мощный и красивый комбайн, всегда необходимо помнить, что нагрузки на зерноуборочные машины огромные – это их обычный режим работы и рано или поздно возникают какие-то поломки. Поэтому важно, чтобы сервисный персонал был в состоянии быстро и без излишних трудовых затрат устранить любые неисправности. Второй момент – эргономичность рабочего места механизатора в кабине. Простой пример: если взять обычный пульт управления от телевизора и сравнить, каким он был несколько лет назад и сегодня, то можно заметить, что количество кнопок сократилось в 2-3 раза. Сами телевизоры стали «умнее» и алгоритмы управления также изменились в сторону упрощения. Тоже самое, по сути, происходит и с комбайнами: еще большим количеством функций можно управлять меньшим количеством кнопок и рычагов в кабине. И еще сюда можно добавить и комфорт работы: удобное кресло, кондиционирование, шумоизоляция, защита от вибрации и т.п. Это способствует меньшей утомляемости механизатора, повышает качество его работы, снижает влияние т.н. «человеческого фактора» на корректность работы машины и ее отдельных систем.

Сегодня почти все крупные производители техники снабжают комбайны системой автоматизации настроек. В чем принципиальное отличие вашей?
Принципиальное отличие нашей системы автоматизации настроек заключается в том, что оптимальный режим работы находит сам комбайн. Во многих других системах это должен делать механизатор: он в ходе работы фиксирует, какие настройки дают наилучший результат, сохраняет их в памяти бортового компьютера и уже после этого комбайн работает по заданным параметрам. У нас алгоритм принципиально другой. Механизатор сразу вводит в систему, какой результат ему нужен: максимальная производительность, чистота зерна в бункере, а, может быть, минимальные потери на поле. И уже под эту конкретную задачу комбайн самостоятельно корректирует свои настройки с учетом меняющихся условий уборки, например, если на поле попался участок с полегшей культурой, если изменилась влажность зерна, плотность посевов и т.п. Фактически, механизатору остается лишь контролировать процесс уборки, даже управление машиной может взять на себя система автоматического вождения.

Как аграрию выбрать комбайн с современными настройками, если он до этого работал на простой технике без электроники и «интеллекта»? На что обратить внимание в первую очередь?
Как и большинство современной техники, комбайны CLAAS рассчитаны на «неподготовленного» пользователя. Не в том плане, что любой человек может сесть за руль и начать работать, нет. Речь о том, что даже если механизатор не работал на подобных машинах, более того, даже если он не является уверенным пользователем компьютера, его достаточно быстро можно научить работе на нашем комбайне. И здесь, конечно, большую роль играют наши дилеры, которые как раз и организуют подобные курсы. Чтобы обучение дало наилучший результат, его лучше проводить перед самой уборкой – в мае-июне, тогда полученные знания сразу закрепятся практикой и останутся практически навсегда, как умение ездить на велосипеде. И конечно, необходимы наглядные и понятные пособия и инструкции по эксплуатации, чтобы всегда можно было освежить или расширить свои знания о технике и ее функционале. Здесь, кстати, мы уже внедряем технологии 3D-визуализации, например, так можно осваивать управление комбайном, садясь в виртуальную кабину.

Самые распространенные ошибки при выборе новых опций в уборочной технике?
Самые большие ошибки совершаются тогда, когда технику выбирает не тот человек, которому предстоит на ней работать. Чаще всего такое случается, если решение о покупке принимает исключительно генеральный директор по каким-либо своим критериям без учета мнения главного инженера, механизатора. Самый оптимальный вариант, когда все заинтересованные в приобретении новой машины лица могут донести свои пожелания до нашего специалиста, пояснить, какие опции им необходимы, в каких условиях и на каких видах работ будет задействоваться машина. Потому что, как правило, покупая комбайн хозяйство так или иначе должно найти некий компромисс между ценой, производительностью и набором опциональных функций, а приоритеты у руководителя, главного инженера и механизатора могут быть разными. Бывает так, что в целях экономии приобретается комбайн в минимальной комплектации, а потом, когда доходит дело до уборки и механизатор начинает спрашивать главного инженера и руководителя, почему нет той или иной функции, выясняется, что, действительно, экономия для хозяйства выходит сомнительная, а до- или переукомплектовать комбайн далеко не всегда возможно. Именно поэтому, понимая запросы всех заинтересованных в новой машине сторон, специалист дилера всегда сможет предложить различные варианты оптимального решения.