Сергей Володченко
«Сельскохозяйственная техника»

Как правильно подготовить агрегаты и тракторы к началу покоса

Прежде всего необходимо провести визуальный осмотр техники и только потом агрегатировать и запускать. Проверяются все заправочные емкости, состояние резинотехнических изделий, особенно в гидравлической системе. Поскольку срок их службы не превышает шести лет, надо обратить внимание на год изготовления этих резинотехнических изделий.

Сняли технику с консервации

Важно сделать подгонку орудия и трактора друг под друга. Если агрегатируется косилка, следует правильно выставить рычаги задней навески, проверить соответствие лошадиных сил трактора данному агрегату при работе, подогнать кардан, чтобы перекрытие в крайнем поднятом положении было не менее 10 см. И уже после этого с соблюдением всех требований к технической безопасности делается пробный пуск: на косилке должны быть установлены все защитные чехлы, кожухи, брызговики, предупреждающие наклейки и не должно находиться никаких посторонних лиц рядом с машиной, за исключением обслуживающих данную технику механизатора или инженера. Внимание следует обратить на то, чтобы не было никаких трений, биений или вибраций.

Подготовка к работе

Непосредственно в поле машина настраивается уже в соответствии с рекомендациями агрономической службы по выполнению конкретных работ, в частности, выставляется высота среза. В дальнейшем настройки косилки корректируются с учетом износа режущего аппарата, для чего ежедневно проводится осмотр и техническое обслуживание: проверяются ножи и обязательно вычищается косилочный брус. Дело в том, что при эксплуатации рабочее полотно нагревается и смесь из грязи, частиц травы и сока налипает и очень быстро застывает, блокируя диски. В результате при повторном запуске выходят из строя защитные муфты или даже кардан. При подготовке к работе валкообразователей помимо проверки резинотехнических уплотнителей важно замерить давление в шинах, так как у этого типа техники колеса являются как транспортными, так и рабочими. Также необходимо убедиться, что все регулировки доступны и работают свободно, без заеданий.

Работа в поле

Работа в поле начинается с раскладывания машины и ее перевода в рабочее положение. Особое внимание здесь уделяется изменению ширины захвата задних секций, при этом проверка осуществляется только в транспортном положении, потому что в противном случае существует риск травматизма. Передние секции управляются гидравлически и у них изменить ширину захвата можно непосредственно в работе. Что касается подбора, то валкообразователь необходимо отрегулировать так, чтобы не оставалось пропусков при сборе растительной массы и чтобы граблины не цепляли землю, поднимая пыль. Это создает большую нагрузку на редукторы, карданные валы, муфты защиты и ухудшает качество корма, который перемешивается с землей.

Разные типы техники

По сравнению с косилками и валкообразователями, ворошители – машина достаточно простая, но также требует внимания. По регламенту ее техобслуживание проводится через каждые 500 часов: прежде всего проверяется и меняется смазка в редукторах. В процессе работы, как и с валкообразователем, под рельеф поля корректируется высота рабочих органов машины.

На что стоит особенно обратить внимание при настройке техники перед началом работы

Самая распространенная ошибка – использование не оригинальных масел и смазок. К примеру, есть смазки скольжения, а есть смазки качения. У кормозаготовительной техники CLAAS везде применяется смазка качения, поскольку ролик стоит очень плотно к обойме. Если взять смазку скольжения, то он начинает выгонять ее перед собой и получается эффект «накатывания»: подшипник даже при наличии смазки остается сухим и в итоге выходит из строя. Это очень большая проблема, и мы при обучении всегда указываем на этот аспект.

Настройка техники

При настройке косилки следует выдерживать высоту среза не ниже 8 см, чтобы не разрушать луковицу культуры и оставлять растению запас влаги. Также всегда должна обеспечиваться хорошая заточка ножей, поскольку когда они затупляются, то начинают уже не резать, а вырывать культуру из земли, повреждая растительный слой. В этом случае недополучается следующий укос.

Главные ошибки

Характерной ошибкой при эксплуатации валкообразователей является то, что не вычищается от растительных остатков телескопическая часть передних сегментов. Чтобы при транспортировки рабочие органы редуктора не раскачивались и не получали возвратно-поступательных движений, они фиксируются замками-упорами. Если из них не вычищать растительные остатки, то происходит натрамбовка массы и при складывании редукторы уже не закрепляются. Это легко заметить визуально при транспортировки, поскольку возникает перехлест защиты ограждения, граблины цепляются друг за друга.

Побочные ошибки

Среди грубых нарушений правил эксплуатации ворошителей – перевод машины из рабочего в транспортное положение без отключения вала отбора мощности. Это приводит к выходу из строя карданного вала и излому боковых редукторов.

Оптимальный режим эксплуатации техники

Здесь ключевой момент – соответствие мощности трактора используемому орудию. К примеру, ARION 630/640 идеально подходит для работы с валкообразователями. Есть запас мощности, машина хорошо справляется и не «задыхается» при высоких нагрузках, также есть резерв для отдачи на вал отбора мощности, чтобы и тут не возникали перегрузки. Как результат, будет идти и экономия ГСМ, что является немаловажным фактором эксплуатационной эффективности.

Как сэкономить расход ГСМ

Главное правило здесь – работа на оптимальных для конкретной машины и для определенных работ оборотах, при которых соблюдаются агротехнические нормы и требования. Т.е. контролируется рабочая скорость машины и ее настройки, которые должны всегда соответствовать друг другу. Из этого и будет складываться экономия и рентабельность техники.

Как правильно готовить технику к сезонному хранению

Основной принцип здесь такой, что с каким отношением мы поставим технику на хранение, такой же мы ее и получим к началу сезона. Прежде всего, машину необходимо очистить от пыли, грязи, растительных остатков, по возможности ее вымыть, за исключением сочленения электрических частей, которые рекомендуется только продувать. Места, где видны следы износа краски, либо царапины, повреждения, следует подкрасить, чтобы не оставалось открытых частей.

Что лучше сделать, чем не сделать

Доливаем до уровня все технические жидкости, убираем старую смазку, протираем подшипники, убираем из них старую смазку и закладываем новую. После этого на короткое время запускаем машину, чтобы по всем ее органам и редукторам разошлась новая смазка. Проверяем наличие защитных фартуков, и если они были повреждены и не подлежат реставрации, то заменяем их, проверяем все таблички, в соответствии с техническим регламентом и техникой безопасности.

Как хранить технику

На хранение машину желательно ставить под навес. Валкователь лучше приподнять и высвободить колеса, чтобы они были навесу, покрываем их известковым раствором для защиты от попадания солнечных лучей. Также следует полностью разгрузить всю гидравлику, чтобы не было избыточного давления. Это относится ко всем машинам, но есть свои небольшие нюансы. К примеру, у косилок муфты защиты при постановке на хранение надо отпустить, чтобы при длительном хранении не возникло эффекта прилипания диска.