Кто трамбует лучше

Многочисленный опыт заготовки кормов показывает: для исключения
потерь при хранении кукурузного силоса решающее
значение имеет качество уплотнения.

Три мощные машины: тракторы AXION 950 и XERION и погрузчик TORION – можно использовать в качестве тяжелой трамбующей техники. Какие машины лучше справляются с трамбовкой силоса? Для ответа на этот вопрос Норберт Бляйштайнер, руководитель Консультационного центра регенеративной энергии и Школы сельскохозяйственной техники Образовательного центра Трисдорф (Германия), и его коллега, а также эксперт по кормоуборочной технике Маркус Штайнбауэр осенью 2018 года провели практические испытания нескольких машин при трамбовке кукурузного силоса.

Школа сельскохозяйственной техники Трисдорф в 2010 и 2011 годах уже проводила масштабные исследования машин при трамбовке кукурузного силоса. Прошлой осенью местом для новых испытаний стала биогазовая установка Энзе вблизи города Зёст в земле Северный Рейн-Вестфалия. Данная площадка помимо выполнения традиционных технологических операций, связанных с хранением силоса, позволяла сравнить в сопоставимых условиях три машины.

Участниками испытаний стали три соответствующим образом сбалансированные машины из линейки техники CLAAS. Перед началом работ были зафиксированы такие технических характеристики, как общий вес машины и его распределение, давление в шинах, а также площадь пятна контакта. Для качества уплотнения важнейшим фактором является именно давление контактной поверхности шин, которое определяется весом трамбующего транспортного средства и площадью пятна контакта шин.

На весы заезжает XERION, который с 2,6 т дополнительного веса и отвала набирает 22 т общего веса, из которого 56 % приходится на переднюю и 44 % – на заднюю ось.

Вместе с отвалом, но без дополнительного балласта, погрузчик TORION достиг общего веса в 19,0 т с распределением веса по осям: 47 % – на переднюю и 53 % – на заднюю. Как самый легкий из участников тестирования, трактор AXION 950 с 3 т дополнительного веса все же вышел на 18,1 т общего веса. 36 % – на переднем мосту и 64 % – на заднем.

На втором этапе производится замер пятна контакта. Каждая испытываемая машина продемонстрировала более чем 2 м² общей площади пятна контакта шин:
XERION – 2,2 м²
TORION – 2,1 м²
AXION – 2,5 м²

Работа на силосной яме

Согласно стандартным требованиям для качественного уплотнения необходимо от 10 до 12 т трамбующего веса на каждые 50 т кукурузного силоса, доставляемого в течение часа. Данные значения применимы как минимум для трамбовки верхних слоев силоса, так как в нижней части траншеи растительная масса уплотняется под собственным весом. Кроме этого, необходимо учитывать, что уплотнение происходит тем сложнее, чем суше трамбуемая растительная масса. Во время тестовых работ содержание сухого вещества в силосе было 40 % и более, что делало его очень сухим – именно таким пришлось заготавливать силос многим агропредприятиям в засушливом 2018 году.

Для качественного уплотнения помимо трамбующего веса имеет значение и опыт механизатора, который должен распределять силос в яме как можно более тонкими слоями и уплотнять его. Исходные условия для всех трех трамбующих машин были практически идентичны. Работы осуществлялись одним и тем же механизатором на каждой машине поочередно для достижения максимально идентичных условий. Каждой трамбующей машине предоставлялся один час, чтобы на специально выделенной траншее утрамбовать около 100 т кукурузного силоса.

Для оценки качества трамбовки эксперты Школы сельскохозяйственной техники Трисдорф с помощью специального щупа определяли степень уплотнения на поверхности силосной траншеи. При необходимом уровне плотности в верхних слоях можно исходить из того, что ниже этот показатель также в пределах нормы. После каждого этапа испытаний в пяти местах, в том числе и по краям, при помощи щупа на глубине от 45 до 50 см замерялась плотность верхних слоев силосной ямы, в дальнейшем определялось количество сухого вещества.

Целевыми значениями по уплотнению кукурузного силоса были: при 30% содержании сухого вещества в силосуемой массе уплотнение должно достигать не менее 230 кг сухого вещества на м³; при повышении содержания сухого вещества на 1 % значение целевого показателя следует увеличить на 8 кг сухого вещества на м³ соответственно. Поэтому при содержании сухого вещества, к примеру, на уровне 38 %, показатель уплотнения должен составлять уже около 280 кг сухого вещества на м³.

При плотности 307 кг сухого вещества/м³ трактор XERION достиг наилучшего результата. Крабовый ход и качающиеся полуоси трактора дали ему особое преимущество при трамбовке по краям траншеи. Кроме того, развернутая на заднюю ось кабина обеспечила механизатору идеальный обзор отвала. В связи с этим трактор XERION можно рекомендовать крупным хозяйствам, которые могут использовать его не только при трамбовке, но и на других сельскохозяйственных и специальных работах, например, для измельчения древесины, мульчирования, снегоочистки.

У AXION 950, работавшего на силосной яме, плотность составила 274 кг/м³, что является хорошим показателем. Трактор AXION 950 – это наиболее разумный выбор для трамбовки силоса. В другое время года его можно задействовать на почвообрабатывающих и транспортных работах.

При степени уплотнения в 271 кг сухого вещества/м³ погрузчик TORION ничем не уступает трактору AXION. Помимо трамбовки TORION прекрасно справляется с тяжелыми сыпучими грузами, а также предоставляет широкие возможности для агрегирования различных передненавесных орудий.